понедельник, 11 августа 2008 г.

Провоцируя российскую паранойю, мы подвергаем себя опасности ("The Observer", Великобритания)
Владимир Путин уже практически не старается изображать из себя демократа

Роберт Сервис (Robert Service), 07 апреля 2008
[отослать ссылку] [версия для печати]
Согласившись на размещение американской системы ПРО в Восточной Европе, НАТО дала Кремлю отличный повод для укрепления авторитаризма в стране

На прошлой неделе НАТО вновь поставила под вопрос продвижение России к демократии, справедливости и международному партнерству. Запад, безусловно пожалеет об этой геополитической ошибке, но больше всех потеряли рядовые россияне. Уступив большинству требований президента Буша, европейские союзники Соединенных Штатов дали Кремлю великолепный повод продолжать править Россией авторитарными методами, укоренившимися в конце девяностых после короткого флирта с либеральной демократией.

Владимир Путин, уходящий в мае с поста президента России, уже практически не старается изображать из себя демократа. Выдвигаясь на пост президента в 2000 и 2004 г. он очернил всех своих серьезных конкурентов. То же самое он сделал от имени Дмитрия Медведева и в этом году. Они проявили почти смехотворный пыл, желая обеспечить себе победу. Но это не то же самое, что мы видим сейчас в Зимбабве. Большинство россиян предпочитает их тому, что запомнилось им о годах правления Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Все опросы общественного мнения показывают, что они могли одержать сокрушительную победу и без применения их сторонниками 'черного пиара', без монополизации эфирного времени, убийств надоедливых журналистов и запугивания медиа-магнатов.

Партнеры



Воспользовавшись гейзером прибылей от экспорта российских энергоносителей, Путин сделал минимум необходимого для улучшения общего уровня жизни. Вовремя выплачивались пенсии и зарплаты бюджетникам - учителям и врачам. Небольшие магазины и компании заработали на обслуживании потребностей предпринимательской элиты.

Тем не менее, нельзя сказать, что россияне довольны жизнью в своей стране. Выборы - лишь один из способов проверки общественного мнения. Как показывали исследования, проводившиеся все восемь лет президентства Путина, он разочаровал большинство людей неспособностью решить их проблемы. Пока Москва и Санкт-Петербург процветали, целые регионы страдали от невнимания центральных властей. Рухнуло промышленное производство, зачахло сельское хозяйство, а суды отдавали предпочтение богатым и коррумпированным. Повысилось число уличных ограблений. Если преступники хотят завладеть квартирой в центральном районе города, то опасно отказываться продавать ее на их условиях. Некоторых из тех, кто не шел на сотрудничество, позже обнаруживали мертвыми - они выпадали из окон при загадочных обстоятельствах.

Наибольших успехов Путин добился во внешней политике. По мнению русских, он восстановил силу и достоинство страны. Никита Хрущев, стучавший в 1960 г. ботинком по трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, подверг СССР осмеянию. Русские любят 'культурных' правителей. Когда Михаил Горбачев в 1991 г. пошел с протянутой рукой за западной помощью, чтобы спасти советскую экономику, русские почувствовали себя оскорбленными видом своего лидера, подобного нищему на банкете. В 1994 г., когда пьяный Ельцин кривлялся в Берлине с дирижерской палочкой в руках, его сограждане стыдливо отводили глаза. Даже Путин не так утончен, как мог бы быть - время от времени он пользуется языком улицы. Однажды он пообещал слить террористов в унитаз (flush terrorists down the toilet). Пожалуй, что Медведев с его безупречными манерами менее способен оскорбить чувства своего электората.

Но Путин никогда не позорил свою страну за рубежом. Он ободрял россиян, читая Джорджу Бушу и Тони Блэру лекции о Чечне, демократии и глобальной политике. Он заявил, что России надоело, что на нее смотрят свысока - и народ аплодировал ему. Он играл на коллективной памяти страны об ужасах, пережитых в ХХ веке. Русские проиграли войну с Японией в 1904-05 гг. и с Германией в 1914-1918 гг. В 1941 г. Германия чуть не уничтожила их как народ. Вплоть до конца восьмидесятых они постоянно подвергались угрозам 'холодной войны'. Российский народ рассматривает историю последнего столетия как экзистенциальную борьбу за выживание, мир и независимость. Многие охотно верят в различные теории заговоров.

Именно это следует иметь в виду, оценивая саммит НАТО, проведенный на прошлой неделе в Бухаресте. Вашингтон предложил разместить натовский противоракетный 'щит' в Польше и Чехии для защиты от потенциального удара Ирана. В обеих странах значительное меньшинство ставит под вопрос наличие и срочность геостратегической потребности в этом. Кроме того, Вашингтон желает вовлечь в НАТО Украину и Грузию. Многие украинцы, особенно, в восточных областях, скептически относятся к этой инициативе. И, хотя президент Грузии Михаил Саакашвили - любимец американских СМИ, нельзя сказать, что за годы его правления Грузия стала менее коррумпированной.

Более того, россияне - от их нынешнего президента и его преемника до рядовых граждан - не видят оправдания тому, что США превращают государства на границах России в локомотивы региональной силы США. Последний раз беда в Россию пришла из Польши, когда в Варшаве стояли немцы. Теперь президент Буш хочет разместить на польской территории современную военную технологию, ожидая, что русские поверят его заверениям о том, что это делается для отражения иранского удара. При известной восприимчивости к теориям заговоров русские вспоминают, как Гитлер в 1940-41 гг. уверял Сталина, что разведывательные самолеты люфтваффе случайно пролетают над советской территорией. Союзники НАТО в общем и целом верят Бушу и поддерживают его. Сопротивление оказала лишь канцлер Германии Ангела Меркель. Она успешно добилась отсрочки принятия в альянс Украины и Грузии.

Бывший чемпион по дзюдо Путин - мастер захватов и обманных маневров. Ему есть чему радоваться после удачного поединка с Бушем на саммите НАТО. Буш создает для Кремля именно ту международную атмосферу, которая нужна Путину для того, чтобы говорить русским, что существующее 'государство госбезопасности' нужно сохранить. Теперь будет легче обосновывать ментальность осажденной крепости. Бывшие деятели КГБ, подобные Путину, могут выставлять себя самыми большими патриотами страны. Финансируемая Кремлем шовинистическая молодежная организация 'Наши' может обрести респектабельность в глазах народа. Если российские министры скажут, что Британский совет занимается подрывной деятельностью, то им поверят с большей долей вероятности. Если будут конфискованы активы иностранных компаний, работающих в России, то россияне, видимо, с большей готовностью встанут на сторону правительства.

Итак, европейской политике был нанесен удар сейсмического масштаба без предварительной дискуссии в парламентах или СМИ. Западные лидеры, СМИ и общественность по понятным причинам поглощены Ираком. Но накануне войны в Ираке, по крайней мере, шли длительные дебаты о международном праве и оружии массового поражения. Они не остановили войну, но в конечном итоге дискредитировали Тони Блэра и лишили его премьерства.

Теперь мы создаем себе проблемы с Россией, выбирая неверный подход к противодействию ее антидемократическому руководству. На саммите НАТО слишком мало внимания уделялось реальным озабоченностям России. Более удачная стратегия в отношении России возможна и желательна. Нужно жестко требовать от российских правителей выполнения взятых на себя международных обязательств. Бормотание о начале новой 'холодной войны' не принесет пользы никому. Рядовые россияне только пострадают, если произойдет разрыв с Западом.

Я не сторонник мягкой дипломатии. Россия горячо желает расширить свой бизнес в Европе и крайне нуждается в европейских финансах. В обмен она торжественно согласилась выполнять европейские стандарты, касающиеся верховенства закона и прав человека. Этим воспользовались российские диссиденты. Они обращаются с исками в Европейский суд по правам человека и выигрывают их. В сохранении этого процесса заинтересованы все. Необходимо лелеять увядающие ростки демократии, справедливости и международного партнерства в России.

Роберт Сервис - профессор российской истории в Оксфорде. Его последняя книга - 'Товарищи: Всемирная история коммунизма' (Comrades: A World History of Communism) вскоре выйдет в свет в мягкой обложке.

___________________________________________

Комментариев нет: